Автоматизация без дураков
Александра Гнатуш, журнал "IT Manager" #14(2)/2004
Автоматизация бизнес-процессов – термин, который на слуху уже не первый год. Обещая баснословную прибыль, многочисленные «автоматизаторы» внедряют под знаменем новейших технологий разнообразные решения, призванные повысить эффективность бизнеса своего клиента. И часто это происходит так, что клиент слабо ориентируется, как же происходит процесс внедрения, а фирмы, осуществляющие внедрение, не утруждают себя, чтобы сделать автоматизацию хоть сколько-нибудь прозрачной. Данный материал поможет устранить некоторые пробелы в понимании того, что же скрывается за словами «процесс внедрения АСУ».
Итак, вы решили внедрить на своем предприятии систему автоматизации бизнес-процессов. Прежде чем искать исполнителя, нужно уяснить некоторые принципиальные моменты. Главный из них – внедрение должно быть действительно необходимо, то есть иметь экономическое обоснование. При этом речь может идти об автоматизации бизнес-процессов, тогда его цель — повышение надежности и оперативности предоставления информации и выделение большего времени сотрудников на ее анализ, а не на обработку. Кроме того, цель автоматизации может состоять в реорганизации бизнес-процессов. В любом случае стоимость внедрения достигает 1-2% от месячного оборота компании (разумеется, речь идет о комплексной автоматизации). Если же бизнес-цели не ясны или бюджет вашего предприятия просто не выдержит рыночной цены внедрения, то лучший выход — отложить подобное мероприятие.
Следует понимать, что внедрение не сводится к покупке коробки. Любое программное обеспечение требует поддержки, и деловое – в особенности. Обновления, связанные с изменениями законодательства, корректировка отдельных моментов учета или кардинальная перестройка процессов, вызванная ростом или реорганизацией предприятия, – все это должно входить в услугу поддержки и сопровождения внедряемого решения.
Важный момент состоит в том, что самостоятельное внедрение так же эффективно, как и самолечение. Простых областей учета и управления нет. На изучение и кодирование потребуются месяцы и годы работы. Так что уж лучше сразу решить, что эффективнее - доверить внедрение опытному «врачу», или путем собственных проб и ошибок добиваться призрачных целей. Кроме того, вам нужны не контрагенты, а союзники. Организация, осуществляющая внедрение, должна быть не только безукоризненна в профессиональном отношении, вы, прежде всего, должны доверять ей. Речь идет не только о той информации о вашей компании, которая станет доступной данной организации в процессе внедрения. Во внедрение обязательно будут вовлечены руководство и предметные специалисты, обязательно появятся разного рода проблемы, поэтому вам необходима уверенность, что вас не обманут.