Сроки
На сакраментальный вопрос: «Я хочу автоматизировать то-то и то-то, как быстро вы мне это сделаете?», как правило, следует сакраментальный ответ: «Давайте, уточним, что именно вам нужно. Ответ будет зависеть от этого». Вопрос - правильный. Ответ - нет. На самом деле, сроки внедрения в первую очередь определяются не сложностью задачи. Сроки внедрения определяются скоростью принятия решения заказчиком (при профессионализме внедренца, разумеется).
Пример. Допустим, есть некто, желающий вылечиться от некой болезни, лечение которой связано с операцией (предположим, это аппендицит). Время работы специалиста (врача) — один-три часа операции плюс минут двадцать в день на обход и около часа-двух на процедуры. Просуммируйте и сравните с общим временем нахождения больного в клинике (недели две, если все в порядке, а если и нет, то время, которое тратят на больного врачи, относительно времени его пребывания в стационаре почти не увеличивается - просто больной не выписывается, а процедуры не прекращаются). То есть для конкретно взятой болезни, при конкретном медколлективе, время выздоровления может измениться в несколько раз, в зависимости от пациента. В итоге время выздоровления определяется, в первую очередь, состоянием больного, которого лечат, а не тем временем, которое уделили больному врачи.
Теперь об автоматизации. Постановка задачи на автоматизацию в значительной степени зависит от той среды, в которой произойдет автоматизация, и определяется тем средством, которое будет выбрано для решения. Ставить задачу будет руководство предприятия и предметные специалисты. Какое представление они имеют о средствах, с помощью которых будет решена задача? Вопрос риторический. В процессе внедрения заказчикам придется узнать гораздо больше нового, чем специалистам внедряющей фирмы. То есть время, затраченное специалистами и руководством предприятия заказчика на выбор оптимальной схемы информационных потоков и бизнес-процессов (ведь решение принимать им, а не внедренцу), существенно больше того времени, в течение которого специалистам внедряющей фирмы придется разбираться в нюансах бизнес-процессов конкретного предприятия, подготовить варианты этих схем.
Иными словами, хорошая внедряющая фирма должна, как минимум, «не тормозить» процесс автоматизации больше, чем сам заказчик. Аналогичная формулировка в медицине может звучать примерно так - хороший врач, как минимум, не должен «тормозить» процесс выздоровления больного. Если же вернуться к вопросу, с которого начали, - «сколько времени займет внедрение?», то после двух-четырех встреч с руководством фирмы-заказчика, каждая продолжительностью около часа, время внедрения можно будет оценить с погрешностью примерно 40%. На этом этапе уже станет ясна и примерная сложность задачи, и то, с какой скоростью заказчик реагирует на предложения и вопросы, сколько у него ответственных, существует ли четкий механизм принятия решения и т. д. Продолжая медицинские аналогии, серия этих встреч — не что иное, как бесплатное предгоспитализационное обследование (общий диагноз, выявление всяких аллергий, противопоказаний и проч.).