IT консалтинг - статьи


Стоимость


Сколько стоит внедрение? Автоматизация - это бизнес. Значит, определение стоимости процесса описывается общими экономическими законами. Труд среднего специалиста средней внедряющей фирмы объективно определяется временем его работы. Поэтому у каждой внедряющей фирмы единица трудозатрат определяется квалификацией персонала — эта единица является базой для расчета. А как на практике устанавливается стоимость внедрения? Известно три способа договорного определения стоимости внедрения.

Способ 1. Авантюрный. Внедрение всегда производится с целью оптимизации бизнеса, и результатом внедрения будет увеличение прибыли автоматизируемого предприятия либо за счет расширения бизнеса, либо за счет сокращения потерь, либо за счет и того и другого. Вот на некоторую долю прироста прибыли, полученного в результате автоматизации, стороны и договариваются. Этот способ достаточно редок. Солидная внедряющая фирма на это никогда не пойдет по следующей причине - нести прямые затраты ей придется сейчас (время, потраченное на внедрение специалистами компании), а окупятся они в будущем или нет, будет зависеть от персонала заказчика. То ест, проконтролировать этот процесс нельзя. Риск огромен.

Способ 2. Проектный. Способ, любимый руководством автоматизируемых предприятий за кажущуюся простоту и ясность. Способ действительно ясный, но вот последствий этой ясности заказчик себе, как правило, не представляет. И это может привести к серьезным проблемам. В таком случае стороны четко оговаривают, что, в какие сроки и за какие деньги будет сделано. Серьезная внедряющая фирма формализует это в договорных документах следующим способом: Постановка задачи определяет, что именно должно быть сделано; ТЗ определяет, как должно быть сделано то и только то, что определено в Постановке; Кодирование — кодируется то и только то, что определено в ТЗ. Такая система позволяет внедряющей фирме точно определить себестоимость и стоимость проекта, а также планировать ресурсы. Но что произойдет, если после подписания договора и постановки задачи заказчик вдруг обнаружит, что по какой-либо причине стоящие задачи изменились и часть заявленных в постановке задач в том виде, в каком они утверждены внедренцем, ему уже не нужна? Внедряющая фирма на основании подписанных простых и ясных документов имеет полное право сделать ненужную работу и добиться оплаты ее договорной цены.
Кроме того, коль скоро сроки работ определены, внедряющей фирме не выгодно их растягивать — норма прибыли уменьшается, и она обязательно будет использовать подписанные документы с оговоренными сроками для того, чтобы не дать заказчику затянуть сроки (увеличить скорость принятия решения заказчиком). Иными словами, при проектном способе реальную ответственность берут на себя обе стороны, но одна из сторон редко отдает себе в этом отчет.

Способ 3. Рамочный договор о сотрудничестве. Жизненность этого способа определяется его гибкостью. В отличие от проектного способа стороны констатируют общее видение предполагаемых задач, сроков и стоимости, но фиксируют лишь те задачи и этапы работ, которые им ясны на 100% (принимая на себя двустороннюю ответственность), и договариваются, что новые задачи можно формулировать и выполнять оговоренным способом, по мере их прояснения. И так до тех пор, пока окончательная цель не будет достигнута. Меньшая жесткость - меньший риск. Возможность внесения оперативных корректировок гарантирует меньший расход ресурсов (они не тратятся на выполнение ненужной работы), а значит, гарантирует лучшее, по сравнению с проектным способом, соотношение результат/цена.


Содержание раздела