IT консалтинг - статьи


Управление


Процесс управления практически любым объектом можно представить циклом (рисунок). Если, скажем, мы управляем кораблем, то Целеполагание — это принятие решения доплыть, например, из Ливерпульской гавани в Бразилию; Планирование — это решение о том, что для пополнения запаса горючего нам необходимо зайти в промежуточный порт, например, на Кубу; Исполнение — это собственно плавание; Контроль — это необходимость прочитать название порта и убедиться, что попали именно на Кубу, а не в Каир; Анализ — соотнесение желаемого местонахождения с действительным; Формирование управленческого воздействия — оргвыводы и приказ заменить проштрафившегося штурмана; Корректировка — изменение планов или целей в зависимости от величины промаха, ну и так далее. Более того – каждая фаза в отдельности должна быть тоже управляема, а значит, и иметь свои целеполагание, планирование, исполнение, контроль и анализ.

Автоматизированная система управления в общем случае должна автоматизировать именно этот цикл, так как именно он является определением термина «управление». Вопрос в том, какие фазы управленческого цикла подлежат автоматизации? Достаточно очевидно, что не целеполагание и корректировка, которые пока являются прерогативой человека, поскольку на этих этапах разрабатывается/корректируется миссия, стратегия предприятия, его глобальные планы (имеющие в основном качественную оценку) или производится изменение плана — процесс, тоже не подлежащий алгоритмизации. На всех же остальных стадиях автоматизация весьма и весьма уместна. В любом случае сбои на любой стадии управления приводят к тому, что объект становится плохо или вовсе неуправляемым.

Итак, при автоматизации системы управления предприятием автоматизировать нужно фазы планирования, исполнения, контроля и анализа. Все четыре. А если к вам приходит фирма-автоматизатор и утверждает, что после проведенной ею автоматизации, скажем, бухучета, наступит полный порядок, то вряд ли им можно доверять. Бухучет принадлежит фазе контроля. Допустим, вы знаете месячный объем продаж. Но его не с чем сравнивать, следовательно, непонятно, как регулировать этот объем. А если бы у предприятия существовал план по объему продаж, то каждый день менеджер получал бы информацию: укладывается он в план или нет, и в результате чего возникло отклонение. Согласны, что в этом случае менеджер действительно владеет информацией и является именно менеджером, а не бухгалтером или секретарем?

Разберем фазы, подлежащие автоматизации, подробнее.



Содержание раздела