Заинтересованные в проекте лица
Ход проекта также существенно зависит от намерений, действий, информирования и поддержки нужд его участников или заинтересованных лиц (stakeholders) — всех лиц и организаций, имеющих связанные с проектом интересы, или тех, на ком результаты проекта как-то отразятся. Заинтересованные в проекте лица могут играть в нем следующие роли.
- Спонсор проекта. Это лицо или группа лиц, предоставляющая ресурсы для проекта или формирующая инвестиционно привлекательную ситуацию вокруг него. Очень важно еще до начала проекта определить его спонсора, поскольку именно с ним нужно решать все вопросы, касающиеся обеспечения проекта ресурсами.
- Менеджер проекта. Это лицо, ответственное за управление проектом, т.е. обеспечение наилучших его результатов в рамках заданных ограничений.
Иногда эту роль называют руководителем проекта, но в последнее время одной из функций руководителя принято считать лидерство: наличие авторитета, умение вовлекать людей в проект, создавать команду, вести людей за собой. Менеджер в классическом понимании не обязан быть лидером, он выполняет только административные обязанности.
- Лидер проекта. Это наиболее авторитетный человек в команде проекта, к чьему мнению прислушиваются, кто принимает большинство технических решений по ходу проекта. Часто лидер и менеджер проекта — одно лицо.
- Заказчик. Это лицо или организация, которые получают результаты проекта в собственность того или иного вида.
- Пользователи. Это лица и организации, непосредственно использующие результаты проекта в своей деятельности.
- Организация-исполнитель. Это организация, в которой проводится проект и которая несет ответственность перед заказчиком за его выполнение. Такая организация может быть создана для проведения одного конкретного проекта и состоять только из его команды.
- Команда проекта. Это служащие организации-исполнителя, выполняющие работы по проекту. Менеджер проекта и лидер проекта входят в команду.
- Команда управления проектом. Это часть команды проекта, непосредственно участвующая в деятельности по управлению проектом.
Сюда входят менеджер проекта и его лидер, может входить секретарь менеджера, эксперты, помогающие в принятии решений и т.д.
увеличить изображение
Рис. 16.1. Взаимоотношения между заинтересованными лицами проекта - Источники влияния. Это лица, группы лиц или организации, не связанные прямо с проведением проекта и использованием его результатов, но имеющие свои интересы в том или ином развитии событий в проекте и способные повлиять на него. Это могут быть государственные и общественные организации, компании-конкуренты, средства массовой информации, отдельные лица, чью жизнь проект как-то затрагивает, служащие связанных с проектом организаций, способные повлиять на принимаемые решения, или те, чей карьерный рост может зависеть от проекта, и пр.
При управлении проектом большое внимание должно уделяться потребностям и ожиданиям всех заинтересованных лиц. Обязанностью руководителя является формирование содержания проекта в таком виде, чтобы их потребности были как-то учтены.
Для этого сначала надо выявить самих заинтересованных лиц и установить их потребности и ожидания. Нужно выработать компромиссное решение (причем часто не одно, а несколько альтернативных), удовлетворяющее противоречивые интересы разных групп. Стоит уделить время тому, чтобы выяснить юридические обязательства проекта перед каждым из них, набор благоприятных возможностей или проблем, которые они могут создать, определить их возможные стратегии и стратегию поведения по отношению к каждому заинтересованному лицу и форму взаимодействия с ним, в частности, его информирования. При этом следует учитывать степень влияния каждого из заинтересованных лиц, силу и длительность воздействия, которое они могут оказать на проект, действуя ему на пользу или во вред. Обычной ошибкой является пренебрежение теми заинтересованными лицами, которые не связаны с проектом юридически, но имеют в нем свои интересы и могут серьезно влиять на его ход.
Нужно проводить переговоры, обеспечивать информационное освещение проекта, поддерживать контакты так, чтобы показывать разным лицам, как их нужды будут учтены, убеждать их действовать на благо проекта (или не действовать против него).По крайней мере, следует вовремя узнавать об их возможных шагах и планировать ответные или поддерживающие действия.